Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

ПРАВИЛА ДУРНОГО РИНГТОНА

7 ноября, 2005
Какие мелодии предпочитают обладатели мобильников. Рынок контент-услуг как очерк нравов российского общества

Мобильный телефон для человека XXI века - не просто обычное средство связи. Это целая личная философия. Современный высокотехнологичный аппарат может рассказать о своем владельце многое - что слушает, во что играет, с кем общается, чем, собственно, живет. <Одушевление> телефона началось с эрой дополнительных или контент-услуг для абонентов мобильной связи.

Народ в едином порыве начал массово качать в свои мобильники мелодии, картинки и игры, услужливо предложенные им компаниями, получившими звонкое имя <контент-провайдер>. Сегодня воротилы этих компаний знают все о том, что хотят видеть и слышать массы. Они знают, над чем смеются подростки и во что играют зрелые мужчины. Знают и делают на этом деньги.

Как это было

Когда-то, в давние времена, когда телефоны были большими, а их функциональные возможности маленькими, люди довольствовались стандартным оформлением черно-белого экрана и набором рингтонов - простейших мелодий и трелей, <зашитых> в телефоне. Самые продвинутые пользователи выходили в интернет, где были выложены коды известных мелодий, набрав которые вручную на своем телефоне, можно было самостоятельно, а главное, бесплатно получить заветный мотив.

Впрочем, халява длилась недолго. Производители телефонов и операторы сотовой связи, или ОПСОСы (корпоративный телекоммуникационный сленг), быстро поняли, что на дополнительных услугах для абонентов можно делать большие деньги. К 2000 году финская фирма Nokia начала выпуск новых моделей телефона, способных посредством SMS поддерживать передачу заставок-логотипов, а также монофонических мелодий звонка (простейших <пищалок>) - версий известных хитов.

С середины 2001 года отпочковавшиеся от операторов первые контент-провайдеры начали продавать картинки и мелодии для мобильных телефонов. Год спустя до нашей страны добрались телефоны, позволяющие закачивать полифонические мелодии и цветные картинки по ссылке в интернете, и на новые, <продвинутые> рингтоны случился настоящий бум. Подростки месяцами выпрашивали у родителей дорогой аппарат, а получив, кидались закачивать в него все, что можно, демонстрируя сверстникам свою продвинутость. Не отставали и люди постарше, не хотевшие прослыть непродвинутыми ретроградами. По мере того, как наши граждане обзаводились новыми, более дорогими телефонами, рос и рынок контент-услуг.

Сегодня в России уже около 200 контент-провайдеров. Они продают владельцам сотовых телефонов рингтоны (мелодии звонка), картинки и Java-игры, занимаются интерактивом, обеспечивая SMS-голосования (вспомните <Фабрику звезд>) и розыгрыши призов. Они научились делать деньги из воздуха. Большие деньги.

По данным компании J'son & Partners (ведущего исследовательско-аналитического агентства в сфере телекоммуникаций), в 2004 году общий объем российского рынка контент-услуг составил $300 млн, к концу 2005-го ожидается рост до $430 - $450 млн. Для сравнения: по существующим исследованиям объем российского рынка кинопроката не превышает $300 млн, фитнес-услуг - $250 млн. А обороты крупнейших провайдеров - около $30-40 млн в год - сравнимы с оборотом всего рынка рекламы некоторых стран Прибалтики.

<Отправь SMS на номер такой-то и получи эту мелодию (игру, картинку) себе на мобильный!> - наверняка вы уже выучили эту вездесущую рекламу наизусть. Понятно, что забесплатно вам никто ничего присылать не собирается. Средняя рыночная цена одного такого SMS - один доллар США. Многие, пользуясь невнимательностью абонентов и мелким шрифтом, взвинчивают цены в два-три раза. А суммарное количество SMS-запросов исчисляется десятками миллионов ежемесячно. 40-50 процентов прибыли достается операторам, остальное, соответственно, самим провайдерам, которые производят ряд отчислений: партнерам, правообладателям музыкальных произведений:

К 2004 году контент-провайдеры стали основными рекламодателями во многих СМИ. Их рекламные ролики буквально заполонили нефедеральные телеканалы.

<В рейтинге 100 крупнейших рекламодателей на ТВ в России за 2004 год находятся 6 компаний-провайдеров мобильных услуг, - говорит исполнительный директор компании NIKITA Станислав Борисов. - Не менее показательна ситуация в печатных СМИ - в некоторых изданиях одновременно присутствуют по 6-7 игроков. Такая ситуация позволяет некоторым медийным ресурсам завышать цены на рекламу для контент-провайдеров>.

Многие профильные издательские дома на протяжении прошлого года действительно планомерно повышали цены на рекламные площади по причине избыточного спроса со стороны контент-провайдеров, а с 2006-го планируют увеличение объемов доселе невостребованных рекламных полос. В некоторых изданиях, особенно в тинейджерской и желтой развлекательной прессе, реклама SMS-развлечений занимает все 100% площадей. Всего за несколько лет новая отрасль набрала обороты, превосходящие рынок традиционных печатных СМИ, складывавшийся десятилетиями. Россию охватила контент-лихорадка.

Музыка их связала

На сегодня основу всего оборота контент-провайдеров составляет продажа рингтонов, доля которых в совокупном объеме рынка мобильного контента составляет около 50%. Когда-то рингтоны именовались <средствами персонификации>, потому что помогали телефону и его владельцу выделиться из толпы себе подобных. А сегодня:

Гуляют сверстники около родной школы - и вдруг звонок. Не школьный, а популярный - мелодия высокоинтеллектуального хита <Красавица> группы <Фактор-2>. И суют судорожно руки в карманы Маши, Тани и Сережи, надеясь, что именно они стали в этот момент кому-то нужны. Стремление к индивидуальности спасовало перед модой.

Музыкальным зомбированием подростков давно занялись телевидение и радио. Посредством беспрерывных ротаций детям навязывают звезд, дети, за неимением альтернативы, начинают этих звезд любить, а провайдеры делают на этой любви деньги. Их работа нацелена на вкусы толпы.

<Мы можем позволить себе продавать только ту музыку, которая массово востребована, - признается главный редактор компании INFON Антон Савельев. - Нам невыгодно навязывать свои вкусы или продавать <нераскрученную> композицию, нам легче, удобнее, экономически выгоднее очень тонко улавливать, что хочет потребитель, находить это и давать ему. В противном случае мы не будем зарабатывать столько, сколько хотим>.

Рингтоны сегодня - самый объективный показатель того, что хочет слышать отечественный потребитель.

Одного взгляда на сводный чарт лидеров продаж крупнейших контент-операторов достаточно, чтобы понять, кого народ выбрал своими героями (смотри таблицу).

<Наиболее активными пользователями мобильного контента являются абоненты сотовой связи в возрасте от 18 до 34 лет. Группы от 13 до 18 лет и от 35 до 44 являются следующими по активности>, - говорит консультант-аналитик компании J'son & Partners Полина Масленникова.

Если подростки, гонясь за модой, каждый месяц позиционируют себя с новой <выскочкой> современного шоу-биза, то у людей постарше самоидентификация уже произошла. Эксперты считают, что такие мелодии, как <Владимирский централ>, <Гимн СССР> (7-е место в рейтинге компании Plastic Media), и прочие <бумеры> в первую очередь закачивают себе на мобильные граждане среднего достатка старше 20 лет, осваивающие новые функции мобильных аппаратов, плюс непродвинутые по столичным меркам студенты из регионов. Тинейджеры, которые в основной массе расплачиваются за мобильные услуги деньгами родителей, создают устойчивый спрос на новинки. А такие композиции, как ремикс на музыкальную тему из передачи <В мире животных>, соответствуют интересам обеих категорий: подростков привлекает модность ремикса, людей постарше - знакомая исходная мелодия. Вот и секрет популярности.

В рейтингах тех операторов, которые активно размещают рекламу на ТВ, часто появляются саунд-треки к сериалам и фильмам. А это уже показатель народного киновкуса. Абсолютными мобильными суперхитами всех времен стали темы из бандитских <Бумера> и <Бригады>. Не выходят из моды музыкальные темы <Бандитского Петербурга> и <Ночного дозора>. Сегодня народ активно раскупает саунд-треки к сериалам <Солдаты>, <Моя прекрасная няня> и <Не родись красивой>. А вот к западному киноискусству народ, судя по всему, относится прохладно. Популярностью пользуются разве что мелодии из заграничных мультфильмов.

Высокий уровень продаж советского гимна, <Гражданской обороны> и <Владимирского централа> на первый взгляд вызывает удивление. Эти композиции появились давно и, кажется, уже должны были исчезнуть с высших строчек продаж за ветхостью. Но ведь качают, качают до сих пор. Тут, видно, дело не только в том, что многие взрослые абоненты, давно определившиеся в своей любви к централу или Союзу, только недавно стали обладателями продвинутых телефонов и научились закачивать мелодии. Видимо, у недавних ценителей новинок со вступлением во взрослую жизнь наконец происходит самоидентификация. И начинают они искать настоящих героев. И грузят они в свой телефон классику прошлых поколений: Новых музыкальных идеологов у нас пока не появилось.

А вот настоящую классику контент операторы почти не продают. Кто-то нет-нет да и впихнет в список что-нибудь из Бетховена, чаще всего <Похоронный марш>, да берут плохо - продажи классической музыки дотягивают в лучшем случае до пары процентов в общем рингтонном обороте. Идентифицировать себя с <классическим> обществом нынче немодно.

Зато наша эстрада для провайдеров - что Клондайк. Что ни день, то новый хит и толпы жаждущих обладать им подростков. Хватай свежачок и делай деньги. Тем более что звезды нынче сами суют свои новые творения в руки контент-операторов.

<У любого хита есть свой жизненный цикл - запись в студии, ротирование на радио и ТВ, появление в хит-парадах, продажа в виде синглов и т.д., - говорит Антон Савельев (INFON). - Еще не так давно выпуск песни в виде рингтона плелся в конце этой цепочки. Исполнители не видели своего интереса, да и благодаря низкой конкуренции на рынке SMS-развлечений можно было продавать все что угодно с любой задержкой. Сегодня наши объемы продаж позволяют правообладателям зарабатывать очень серьезные деньги на отчислениях. Более того, исполнители начали рассматривать продажу рингтонов как промоподдержку новых синглов. Они поняли, что рингтон, находясь в активной ротации крупного провайдера, мощно рекламируется в прессе и на телевидении. Поэтому рингтон становится одной из самых важных вех в жизни хита>.

Вот и примеры. Недавно INFON объявил о продаже рингтона на новую, еще не изданную песню Шнурова <На х: рок-н-ролл>: <Все смогут услышать это только в ноябре. Ты можешь услышать это на два месяца раньше - просто скачай себе мелодию для звонка!>. А звукозаписывающая компания, выпускающая <Зверей>, незадолго до официального релиза новой песни культовой среди подростков группы разослала крупнейшим провайдерам письмо, в котором предложила им <помочь всем фанатам группы <Звери> заполучить долгожданный хит на свой мобильник даже до официальной презентации>. За две недели эксклюзивной продажи рингтона с контент-провайдера попросили: не один десяток тысяч долларов! Обосновывая такую гигантскую сумму, они заметили, что новая песня - <выверенная до миллиметра 100% коммерческая композиция>. В данный момент ролик, рекламирующий рингтон на новый хит <Зверей>, масштабно ротируется на региональных радиостанциях:

Налицо настоящий передел музыкального рынка. Замученные <звездными> войнами с космически успешными <пиратами> артисты наконец-то нашли свой путь к кошелькам поклонников.

Сначала они довольствовались неплохими дивидендами - 15 процентов за авторские права с каждой закачанной мелодии. Взять того же Шнурова. Сергей - музыкант дальновидный и умный, все права на его песни принадлежат его же продюсерскому центру <Шнурок>. По информации руководящего сотрудника известной телекоммуникационной компании, только с одного достаточно крупного контент-провайдера Шнуров получает до 1000 долларов в месяц. И это, заметьте, нынешние суммы. В недавнем прошлом, когда песни Шнурова были на пике популярности, он имел на порядок больше.

Другим музыкантам меньше повезло: основной доход с авторских прав получают крупные музыкальные корпорации, с которыми артисты заключают контракты. Взять хотя бы Первое музыкальное издательство, которое планомерно собирает себе в портфолио все хиты и уделяет главное внимание именно продаже прав на рингтоны, являясь абсолютным лидером по отчислениям среди музыкальных правообладателей.

Впрочем, реалии российского бизнеса не дали нашим музыкантам заработать по максимуму: если у нас сотовые операторы забирают около половины доходов с продаж и лишь жалкие 15 процентов достаются правообладателям, то за границей все ровно наоборот. Поэтому отечественные предприимчивые звезды решили не останавливаться на достигнутом и научились делать деньги на песне еще до ее выхода в свет. Впрочем, за авторские крохи биться не перестали - суды буквально завалены исками от артистов и их звукозаписывающих компаний. Почуяв запах денег, артисты и музыкальные корпорации начали искусственно взвинчивать цены за использование своей музыки. Провайдеры стали обходить их стороной. Во всех смыслах.

Спешите видеть

В этом году на рынке рингтонов сложилась предстагнационная ситуация. Верхи не могут писать новые суперхиты, <низы> не хотят слушать старые. Такие <блокбастеры>, как мелодии из <Бумера> и <Бригады>, не появляются, <В мире животных> обработали полгода назад. Да и продавать все провайдеры вынуждены одно и то же. А тут еще алчные правообладатели:

И нашли провайдеры спасение. <На рынке контент-услуг сегодня наблюдается важная тенденция - явный рост спроса на оригинальный контент: суперзвуки, анимацию, видео и т.п.>, - говорит бренд-менеджер компании I-FREE Вячеслав Овчинников. На новые статьи дохода предприниматели переориентировались быстро. Спрос родил предложение. Да еще какое!

Если в случае с рингтонами провайдеры зависели от плодотворности звезд, то с картинками и прикольными фразами взяли дело в свои руки. В одних компаниях появились креативные отделы - с художниками, аниматорами и просто веселыми людьми, другие пошли более легким путем, каждую неделю заимствуя <горячие> картинки из неиссякаемого интернета. <Горячие> в том самом смысле провайдеры быстро выяснили, на что хочет смотреть отечественный потребитель.

<Исследования, которые мы проводили в рамках своей аудитории (российские жители в возрасте от 12 до 20 лет), показали, что наибольшей популярностью пользуются изображения животных, особенно кошек и собак, и картинки эротического содержания>, - говорит Елена Замаруева, директор компании Foundreams, специализирующейся на производстве контента.

<Котики в рейтинге продаж картинок и анимированных роликов у нас плетутся в начале второго десятка, - уточнил директор по маркетингу и акционер компании Plastic Media Сергей Мацук. - И это не киски с бантиком, а, например, киска, смываемая в унитаз. На первом месте в течение полугода находится анимированная попа женщины, идущей развязной походкой. Все остальные места в первой десятке также занимают анимационные картинки, демонстрирующие обнаженные части женского тела в разных ипостасях. Наша практика показывает: чтобы картинка хорошо продавалась, она должна быть одновременно прикольной и пошлой>.

Не менее активно продают эротику и провайдеры, нацеленные на более молодежную аудиторию. Многие журналы для тинейджеров официально запрещают провайдерам ставить в макеты эротические картинки и анимацию. Но некоторые провайдеры на запреты внимания не обращают - откройте любой подростковый журнал.

Не менее оперативно провайдеры определились с тем, над чем отечественные потребители хотят смеяться. Любителям оригинальных звонков мобильного телефона провайдеры предложили новые позывные: <суперзвуки> вроде <смеха обкуренной свиньи>, <смыва унитаза>, <криков фантастического оргазма> и, извините, <пердежа>. А также <прикольные фразочки> типа: <Трахай меня, лиши меня девственности> или <Эй, мудила, бери мобилу> (помечено значком <супер>). Оба предложения опубликованы на рекламном макете одного из операторов, размещенном на страницах культового тинейджерского журнала. А с рекламных страниц журнала для девочек последним предлагают купить фразу: <Тебя набрал Володя Путин>. Кстати, пародии на известных политиков - отдельная строка дохода. Предлагается, например, следующее: <Джордж - сраный ковбой> (пар. Жириновский)>, <Опять звонит какой-то гад> (пар. Лукашенко).

<Наш покупатель любит все смешное, забавное, небанальное, ему хочется показать, что он имеет чувство юмора, - говорит PR-менеджер компании I-FREE Аэлита Давыдова. - Если говорить о суперзвуках, то очень популярны <Женский оргазм>, <Забористый мат> и <Идиотский смех>. Я бы не стала называть это пошлостью. Если это и может шокировать окружающих, то с юмором. В любом случае мы создаем такие предложения на основании имеющегося спроса>.

<А знаете, - признался напоследок Сергей Мацук, - иногда ощущаешь себя таким Карабасом-Барабасом: настолько прямой контакт с потребителем. Дерг за ниточку - и мгновенно видишь его реакцию. Жаль, что реагирует он только на голые попы, а из списка высокотехнологичных Java-игр по-прежнему выбирает простейшего <дурака> на раздевание виртуальной женщины>.

Впрочем, дергать за ниточки провайдерам осталось не так уж долго. За границей уже появилась сеть сотовой связи третьего поколения - 3G. Телефоны нового поколения могут поддерживать телетрансляции, дают доступ в суперскоростной интернет, позволяют скачивать аудио- и видеофайлы в реальном времени и играть в онлайн-игры. Несколько миллионов абонентов в Европе уже пользуются этими благами цивилизации. Когда-то супертелефон, планомерно отодвигающий на второй план телевизор, радио и компьютер, доберется и до России. А это значит, что потребитель сможет получить необходимые услуги, не прибегая к помощи провайдеров. Делать деньги на вкусах народа примутся совсем другие люди.

Рейтинг продаж рингтонов двух ведущих контент-провайдеров за сентябрь и октябрь 2005 года

INFON

1. <В мире животных> (ремикс) - X-mod
2. <Красавица> - <Фактор-2>
3. <Улетаю> - <А-Студио>
4. <Юность в сапогах> - <Конец фильма>, из сериала <СОЛДАТЫ>
5. First Day - Timo Maas feat. Brian Molko
6. <Ресницы> - <Братья Грим>
7. <Город, которого нет> - из к/ф <Бандитский Петербург>
8. <Владимирский централ> - Михаил Круг
9. The World Is Mine - David Guetta
10. Don`t Phunk With My Heart - Black Eyed Peas
11. Yeah! - Asher
12. The Sound of San Francisco - Global Deejays
13. <25-й этаж> - <Корни>
14. <Песенка мамонтенка из м/ф
15. La Tortura - Shakira feat. Alejandro Sans
16. <Мобильник> - Серёга
17. Freestyler - Bomfunk MC's
18. <Идем на восток> - <Ногу свело>
19. <Ты должна рядом быть> - Дима Билан
20. Из к/ф <Иван Васильевич меняет профессию>

I-FREE

1. Don't Phunk With My Heart - Black Eyed Peas
2. <Ресницы> - <Братья Грим>
3. I like to move it - м/ф <Мадагаскар>
4. <Улетаю> - <А-Студио>
5. <В мире животных> (ремикс) - X-Mode
6. <Красавица> - <Фактор-2>
7. М/ф <Простоквашино>
8. <Черные глаза> - Айдамир Мугу/Аслан Тлебзу
9. Boro Boro - Arash
10. First Day - Timo Maas
11. Axel F (Remix) (<Безумная лягушка>)
12. <В жизни так бывает> - <Многоточие>
13. The Sound Of San Francisco - Global Deejays
14. The world is mine - David Guetta
15. <Владимирский централ> - Михаил Круг
16. <Если хочешь остаться> - <Дискотека <Авария>
17. <Все идет по плану> - <Гражданская оборона>
18. <Бой с тенью> - к/ф <Бой с тенью>
19. <Если в сердце живет любовь> - Юля Савичева
20. <Война> - <Фактор-2>


Алла ГЕРАСКИНА, наш спец. корр.

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/481.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Новая Газета  
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Обзор игры Badland Brawl на iPhone: Clash Royale и Angry Birds Обзор игры Badland Brawl на iPhone: Clash Royale и Angry Birds
Контент на большом экране: развлечения для владельцев китайских смартфонов Контент на большом экране: развлечения для владельцев китайских смартфонов
Стали известны новые подробности о Meizu 16 Стали известны новые подробности о Meizu 16
Рейтинг смартфонов с хорошей камерой: бюджетные и топовые камерофоны 2018 Рейтинг смартфонов с хорошей камерой: бюджетные и топовые камерофоны 2018
“Маджонг классический – Настоящий пасьянс” на Андроид, играем бесплатно! “Маджонг классический – Настоящий пасьянс” на Андроид, играем бесплатно!
Обзор аркады Pizza City Driver на Android: воксельный «кармагеддон» c брутальной доставкой пиццы Обзор аркады Pizza City Driver на Android: воксельный «кармагеддон» c брутальной доставкой пиццы
Telegram может привлечь 2,6 млрд $ в рамках ICO: все о криптовалюте «ГРАМ» Telegram может привлечь 2,6 млрд $ в рамках ICO: все о криптовалюте «ГРАМ»
ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр за 2017 год (топ-15) ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр за 2018 год (топ-35)


+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Обзор игры Badland Brawl на iPhone: Clash Royale и Angry Birds Обзор игры Badland Brawl на iPhone: Clash Royale и Angry Birds
Контент на большом экране: развлечения для владельцев китайских смартфонов Контент на большом экране: развлечения для владельцев китайских смартфонов
Рейтинг смартфонов с хорошей камерой: бюджетные и топовые камерофоны 2018 Рейтинг смартфонов с хорошей камерой: бюджетные и топовые камерофоны 2018
“Маджонг классический – Настоящий пасьянс” на Андроид, играем бесплатно! “Маджонг классический – Настоящий пасьянс” на Андроид, играем бесплатно!
Almost There: The Platformer – обзор однокнопочной казуальной аркады на iOS Almost There: The Platformer – обзор однокнопочной казуальной аркады на iOS
Oddmar: роскошная бегалка про викинга на iPhone и iPad Oddmar: роскошная бегалка про викинга на iPhone и iPad
Telegram может привлечь 2,6 млрд $ в рамках ICO: все о криптовалюте «ГРАМ» Telegram может привлечь 2,6 млрд $ в рамках ICO: все о криптовалюте «ГРАМ»