Мобильный Контент
iosAndroidWindows PhoneTizenBlackberry
— Приложения и игры Android, iPhone, iPad. Аналитика. Реклама.

Оксана Панкратова: текст выступления "VAS-услуги в странах СНГ" на VI Mobile VAS Conference

10 декабря, 2009
Оксана Панкратова: текст выступления VAS-услуги в странах СНГ на VI Mobile VAS Conference Текстовая расшифровка доклада «VAS-услуги в странах СНГ» Оксаны Панкратовой, директора по исследованиям и партнера AC&M Consulting, на VI Mobile VAS Conference. Видеозапись и презентацию можно посмотреть здесь.

Напомним, что все материалы и публикации по VI Mobile VAS Conference доступны или будут доступны с помощью тэга VI Mobile VAS Conference.

Моя первая часть презентации на первый взгляд совершенно никак не связана с рынком контент-услуг. Мне бы просто хотелось посмотреть на то, что происходит в странах СНГ, включая Россию, с точки зрения развития мобильной связи: что сейчас происходит, как операторы борются с кризисом и каких успехов они достигли. Естественно, у меня есть несколько слайдов, посвященных рынку контент-услуг в России, но они очень похожи на слайды Кирилла Петрова, поэтому я даже не знаю, стоит ли на них останавливаться.

Рынок мобильной связи в России. На первый взгляд, если посмотреть на поведение абонентской базы, на чистый прирост, может показаться, что финансовый кризис никак не повлиял на чистый прирост абонентской базы. Общее количество сим-карт в пользовании в первом полугодии 2009 года увеличилось в России на 12 миллионов до 197 миллионов. То есть это был чистый прирост, соответственно, приток абонентов плюс отток. Уровень проникновения вырос до 136%. Чистый прирост абонентской базы был зафиксирован на всех географических рынках России, включая Москву и Петербург, где, как известно, уровень проникновения вырос до 170% еще в конце 2008 года. В реальности, львиная доля этого прироста стала возможна в результате искусственного раздутия абонентской базы. Как вы, наверное, уже успели заметить, ведущие операторы мобильной связи в России буквально вышли на улицы и начали раздавать бесплатные сим-карты всем желающим.

Соответственно, в первом полугодии 2009 года операторы большой тройки привлекли (только вдумайтесь в цифру) 35 миллионов новых абонентов, то есть раздали 35 миллионов сим-карт. Естественно, что качество этой абонентской баз и срок «жизни» абонентов оставляют желать лучшего. В то же время, финансовый кризис оказал влияние на покупательскую способность населения и на спрос на услуги мобильной связи в целом. Рост среднего голосового трафика на одного абонента, за которым мы наблюдали, начиная с 2006 года в стране, все-таки прекратился. И один из важнейших индикаторов рынка - это ARPU (то есть средняя выручка на одного абонента) снижается даже в рублевом выражении. Падение показателя в долларах, то есть в твердой валюте, вообще выглядит угрожающим. Так, например, во втором квартале 2009 года этот показатель упал на 32%, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года.

Одной из главных тем в последнее время в России стало развертывание 3G-сетей в стране. Уже в конце 2008 года общее количество абонентов 3G в России начитывало порядка 5 млн. К концу 2009 года ожидается увеличение этой цифры в 5 раз до 25 млн. пользователей. Под пользователями мы имеем в виду всех абонентов, которые проживают на территории действия сетей 3G, и которые имеют на руках аппарат 3G.

Развертывание сетей 3G привело к лавинообразному росту трафика и большому росту доходов от мобильного Интернета. В настоящее время более 40 млн. абонентов используют мобильный Интернет (2G, 3G), что опять же процентов на 40 выше цифры прошлого года. Драйвером роста этого сегмента, в первую очередь, стало появление на рынке недорогих USB-модемов, работающих в двухдиапазонных сетях. Например, чтобы проиллюстрировать, только в первом полугодии 2009 года операторы в совокупности продали более 1 млн. 100 тысяч USB-модемов в России.

Что происходит в Украине. Там ситуация гораздо хуже. Девальвация национальной валюты на 50% в конце прошлого года привела к значительным изменениям на рынке сотовой связи. Показатель АRPU снизился пропорционально, что, в результате, привело к резкому падению выручки. Например, у одного из ведущих операторов сотой связи, у Киевстара, она упала более чем на 40% в первом полугодии 2009 года, по сравнению с 2008 годом. Если смотреть на то, как ведет себя средний показатель MOU (то есть средний голосовой трафик на одного абонента в месяц), можно сделать неверный вывод о стабильном росте украинского рынка, несмотря на кризис. В реальной жизни, это демонстрирует лишь тот факт, что наконец-то доминирующие операторы в Украине перестали раздавать сим-карты и начали обращать внимание на качество абонентской базы.

Помимо глобального кризиса и проблем с ликвидностью, в Украине существуют еще 2 истории, которые могут значительно изменить мобильный ландшафт в ближайшие 2-3 года. Первый известный факт - это недавнее примирение компаний Telenor и Altimo и их планы по созданию совместной компании, которая, в свою очередь, объединит все мобильные активы двух компаний. Соответственно, на украинском рынке нас ожидает слияние Киевстара и Билайн.

Возвращаясь к теме развития «третьего поколения», для Украины развитие 3G - это тоже очень актуальная история. Потому что запуск новых, дополнительных лицензий у GSM-операторов изначально был запланирован как раз на 3-4 квартал 2009 года. Пока не известно, успеет ли регулятор осуществить эти планы. Но, тем не менее, даже если это не произойдет в конце 2009 года, в начале 2010 стоит ожидать выдачу новых 3G лицензий.

Пока в стране работает один оператор 3G - это Укртелеком, количество пользователей которого около 300 тыс., что очень мало для такой страны как Украина. Казахстан, в отличие от России и Украины, приспособился к условиям финансового кризиса примерно за пол года до того момента, как он начался в других странах. Рынок сотовой связи в Казахстане достиг предварительного насыщения еще в конце 2008 года, о чем свидетельствует очень низкий чистый прирост абонентской базы в 2009 году, то есть в принципе, рынок стабилизировался и уже не растет теми бешеными темпами, которыми он рос раньше.

Выручка от услуг мобильной связи в первом полугодии 2009 года снизилась только на 11%, что было связано, в основном, с девальвацией национальной валюты, впрочем, как и во всех остальных странах СНГ. Вопрос о потенциале казахского рынка остается открытым, потому что в Казахстане, в отличие от всех других стран СНГ, наблюдается очень высокий уровень показателя APPM, то есть средней стоимости минуты. Пожалуй, в Казахстане самые высокие цены на мобильную связь, и в то же время очень низкий показатель трафика на одного абонента. Соответственно, при снижении цен, можно вполне ожидать увеличение потребления услуг мобильной связи, что может привести к получению дополнительной выручки операторами.

Что касается развития 3G в стране, пока выдача лицензий откладывается в очередной раз, хотя тоже уже ожидается на протяжении некоторого времени.

Что происходит в других странах СНГ. В то время, как крупнейшие рынки России, Украины и Казахстана уже вошли в стадию насыщения, например в Узбекистане и других рынках центральной Азии остается еще очень много возможностей для роста. Так, общее количество вновь подключенных абонентов в первом полугодии 2009 года на этих рынках уже превысило количество вновь подключенных абонентов во всем 2008 году.

Самыми быстрорастущими операторами СНГ, чья абонентская база превышает 1 млн., является МТС и UCell в Узбекистане. Обратной стороной этого взрывного роста абонентов, который мы сейчас наблюдаем в странах средней Азии, является снижение показателя АRPU и средней стоимости минуты. Например, в том же Узбекистане средняя стоимость минуты составляет всего один цент.

Из 9 стран СНГ, не включая, естественно, Россию, Украину и Казахстан, 5 уже имеют сети 3G или готовятся к их коммерческому запуску. Это Таджикистан, Грузия, Узбекистан, Армения и Молдова. Тем не менее, пока эти сети не приносят особой дополнительной выручки операторам. Частично это происходит из-за того, что покрытие пока еще не очень адекватное, частично из-за того, что спрос на услуги мобильного интернета в этих странах пока не развит.

Рынок всех дополнительных услуг сотовой связи, включая меседжинг, интернет и контент, в первом полугодии 2009 дога в СНГ вырос примерно на 40% и достиг 2 млрд. 250 млн. долларов. Стоит отметить, что в России за этот период рынок дополнительных услуг вырос на 30%, соответственно, существуют рынки в СНГ, которые растут быстрее российского. Однако Россия остается крупнейшим рынком дополнительных услуг и генерирует более 75% от всех доходов от всех дополнительных услуг.

Еще раз пройдусь по рынку контент-услуг в России, хотя повторюсь, мои слайды, цифры, и что самое главное, выводы и тенденции абсолютно похожи на цифры Кирилла Петрова.

Развитие VAS услуг в России. До недавнего времени он был вторым по значимости драйвером роста в индустрии мобильной связи. Сейчас, в условиях финансового кризиса, когда спрос на мобильные услуги немножко упал, он вышел на первое место. Удельный вес, то есть доля дополнительных услуг в общей выручке операторов сотовой связи, по итогам первого полугодия 2009 года составляет уже более 17%. Общие объемы рынка в 2009 году в долларовом выражении будут чуть-чуть меньше, чем этот показатель 2008 года. Однако это характерно не для всех сегментов дополнительных услуг. Мы ожидаем долларовый рост в сегменте мобильного Интернета и в сегменте мобильного контента.

Что происходит с рынком контент-услуг. Вы видите на графиках годовую динамику и ежеквартальную динамику рынка, которая приведена специально в рублях, чтобы избежать курсовых колебаний. В первом полугодии 2009 года рост рынка мобильного контента в России в долларовом выражении составил 9% и более 50% в рублях по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Мы прогнозируем даже гораздо больший рост рынка контент-услуг в 2009 году, чем это делает Кирилл Петров. По нашим оценкам, в 2009 году объем рынка превысит млрд. долларов. В ближайшие 2-3 года среднегодовой темп роста рынка мобильного интернета может составить около 30% в рублевом выражении. Рынок контент-услуг, вообще, является вторым самым быстрорастущим сегментом в индустрии мобильной связи в России, уступая по темпам роста только рынку мобильной передачи данных, который, в свою очередь, является стимулом для развития рынка контент-услуг, поскольку позволяет развиваться сегменту Rich Media Content’а.

Еще один слайд, который я бы хотела показать, это структура выручки on-portal услуг, то есть операторского сегмента, который в настоящее время приносит порядка 30% от всех доходов от мобильного контента в России. Начиная с 2007 года, наибольшую долю в структуре рынка on-portal, то есть операторских порталов занимают операторские витрины по продаже услуги рингбэктонов (RBT). В первом полугодии 2009 года они принесли операторам уже более 70% доходов от брендированых операторских контент-услуг. Около 18% пока все еще приносят STK. И до 6% опустилась доля WAP и web порталов.

.

Другие новости по теме:

Постоянный адрес публикации: http://www.procontent.ru/news/14793.html



Издатель: Procontent.ru , источник: Мобильный Контент  
Упоминание персон: Кирилл Петров, Оксана Панкратова.
Упоминание компаний: Advanced Communications & Media,
RSS-подписка на новости рубрики

Главные новости:

Лучшие стрелялки на Андроид 2017: обзор топ-10 шутеров Лучшие стрелялки на Андроид 2017: обзор топ-10 шутеров
На рыбалку с Андроид: ТОП-7 казуальных игр-симуляторов рыбной ловли Рыбалка на Андроид: обзор ТОП-10 бесплатных игр симуляторов рыбной ловли
Robot Warfare: обзор эпичного онлайн-шутера с боевыми роботами [Android] Robot Warfare: обзор эпичного онлайн-шутера с боевыми роботами [Android]
Игра «Слова онлайн» на Андроид: обзор интеллектуального тайм-киллера Игра «Слова онлайн» на Андроид: обзор интеллектуального тайм-киллера
Приложения VPN заблокированы в App Store Китая Приложения VPN заблокированы в App Store Китая
ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр за 2017 год (топ-15) ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр за 2017 год (топ-25)
Обзор головоломки Monument Valley 2 на iPhone и iPad: разгадываем тайны святой геометрии Обзор головоломки Monument Valley 2 на iPhone и iPad: разгадываем тайны святой геометрии
Обзор Dead Plague: чумовой зомби-шутер на Android и iOS Обзор Dead Plague: чумовой зомби-шутер на Android и iOS




+ Добавить обзор




Актуальные темы:

Зомби Рейд на Андроид – играем бесплатно! Зомби Рейд на Андроид – играем бесплатно!
Robot Warfare: обзор эпичного онлайн-шутера с боевыми роботами [Android] Robot Warfare: обзор эпичного онлайн-шутера с боевыми роботами [Android]
Игра «Слова онлайн» на Андроид: обзор интеллектуального тайм-киллера Игра «Слова онлайн» на Андроид: обзор интеллектуального тайм-киллера
Обзор Sticky AI на iPhone: превращаем сэлфи в крутые стикеры с бесплатным приложением от Prisma Lab Обзор Sticky AI на iPhone: превращаем сэлфи в крутые стикеры с бесплатным приложением от Prisma Lab
ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр за 2017 год (топ-25) ММОРПГ на Андроид: обзор лучших игр за 2017 год (топ-25)
Injustice 2: обзор «мясного» файтинга на iOS и Android с супергероями из комиксов Injustice 2: обзор «мясного» файтинга на iOS и Android с супергероями из комиксов
Обзор угарного файтинга Nonstop Chuck Norris для Android и iPhone: Чак Норрис с сэлфи-палкой Обзор угарного файтинга Nonstop Chuck Norris для Android и iPhone: Чак Норрис с сэлфи-палкой